РЕМОНТ И ОКРАСКА КРОВЕЛЬ
ИЗ
АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫХ
МАТЕРИАЛОВ.
Эти кровли делают из плоских плиток
или волнистых листов. Материалы для
ремонта кровель осматривают и
сортируют, складывая в отдельные
стопки. Листы или плитки с явными
дефектами отбраковывают.
Ремонт и окраску кровель выполняют
с ходовых мостиков с планками (трапов),
которые крюками зацепляют за скобы,
укрепленные на коньке. Если нет скоб
на коньке, на верхнем конце мостика
крепят доску, называемую захватом.
Этим захватом мостик будет
зацепляться за смежный скат, т.е. за
конек. Жесткий мостик может
раздавить плитки, поэтому под него
подбивают смягчающие подкладки из
войлока, в несколько раз свернутой
мешковины, пакли или поролона. Во
время ремонта мостик укладывают так,
чтобы он находился слева от
поврежденной плитки на расстоянии
20— 25 см.
Плитки заменяют так.
Сначала разгибают стержни четырех
противоветровых кнопок,
расположенных вокруг поврежденной
нитки, после этого удаляют
поврежденную плитку.
В том случае, когда плита
удерживается крепежными гвоздями,
головки которых находятся под выше
уложенными плитками, заменяемую
плитку раскалывают и удаляют куски.
По извлеченным кускам измеряют
расстояние от кромок плитки до
крепежных отверстий и новую плитку
обрезают на этот размер.
Подготовленную таким образом
плитку ставят на место, для чего
приводится приподнимать боковые и
верхние плитки. Это делает человек,
который находится на втором мостике.
Уложенную плитку закрепляют внизу
противоветровой кнопкой и одним
шурупом, который расположен на плите
немного выше ее середины. Во время
завинчивания шурупа плитка может
лопнуть, поэтому под нес
подкладывают кусок .фанеры или
картон нужной толщины. На шуруп,
точнее, под его головку надевают две
шайбы: сначала металлическую, затем
из прорезиненной ткани или резины на
суриковой замазке. После
завертывания шурупа края шайб
промазывают замазкой.
Если заменяют большое количество
плиток, то их разбирают от конька к
карнизу, выдергивают из опалубки все
гвозди, если требуется, исправляют
настил, обметают его и выполняют
покрытие.
При ремонте воротников дымовых
труб и слуховых окон заменяемые
плитки или их части, выходящие на
края фартуков, допускается
укладывать с перекрытием на 60 — 70 мм.
Их крепят шурупами точно так же, как
описано выше.
Волнистые листы с отколотыми
краями, с трещинами и другими
серьезными дефектами заменяют
новыми. С двух сторон заменяемого
листа укладывают мостики и надежно
закрепляют за коньковые скобы.
Поперек мостиков укладывают доску, с
которой проводят работы. Для снятия
поврежденного листа прежде всего
удаляют крепежные материалы—гвозди
или шурупы. Чтобы ослабить нажим на
кромку снимаемого листа, гвозди или
шурупы соседнего листа поднимают на
10 — 20 мм. После того как крепление
выполнено во первой волне, гвозди или
шурупы временно извлекают. Во всех
смежных листах вышележащего ряда
также ослабляют крепления, а если
необходимо, то и извлекают их.
Извлекая гвозди гвоздодером, под
его лапу подкладывают доску. Новый
лист укладывают вдвоем: один
приподнимает ослабленные сбоку и
сверху листы, другой вначале
укладывает лист на перекрываемую
кромку соседнего листа, а затем
подвигает его к коньку. Точно
установив лист, его крепят так же, как
и остальные. Извлеченные шурупы или
гвозди ставят на место. Шайбы
смазывают суриковой замазкой и ею же
шпатлюют поверхность вокруг них.
При замене поврежденные коньки
прежде всего освобождают от
креплений, затем ставят конек на
место и снова закрепляют его.
Как уже говорилось, кровельные
материалы крепят гвоздями или
шурупами. В плитках или волнистых
листах делают отверстия путем
сверления, а не пробивки пробойником
или крупным гвоздем, при которой
материалы колются или на них
образуются трещины,
Совершенно недопустимо оставлять
не плотности в кровле, особенно в
местах нахлестки листов, так как
через них на чердак проникает вода.
Все неплотности надо надежно
герметизировать, применяя мастики
или замазки.
Мастику приготовляют из
тугоплавкого битума с размягчением
его при температуре не ниже 90°С.
Состав мастики: 47% битума, 28%
растворителя (соляровое масло), 12%
наполнителя (известь-пушонка), 13%
волокнистого наполнителя (шлаковата,
очищенная от корольков). Материалы
измеряют в процентах по массе.
Приготовляют мастику, строго
соблюдая меры пожарной безопасности
и охраны труда. Крепкую посуду
заполняют на 3/4 ее объема
мелкорубленым битумом и плавят его
на медленном огне, доводя
температуру до 200 — 220°С. В процессе
плавления на поверхности битума
появляются различные примеси и пена,
которые удаляют сеткой или жестяной
банкой с пробитыми отверстиями,
укрепленной на длинной ручке. Битум
нагревают до тех пор, пока он не
перестанет пениться и полностью не
будет обезвожен. Снимают с огня
посуду с битумом и относят ее от на
расстояние не менее чем 5 м. Тут же в
битум небольшими порциями вливают
растворитель, тщательно помешивая
состав. Перемешав битум с
растворителем, в эту массу добавляют
наполнитель (также небольшими
порциями при тщательном
перемешивании). Наполнитель должен
быть подогрет до температуры 110°С.
Мастику применяют в горячем
состоянии, нанося ее шпателем,
кельмой, штукатурной лопаткой и
тщательно приглаживая, чтобы на ней
не, задерживалась вода.
Замазку приготовляют из 1 части
цемента и 1 — 2 частей мелкого песка.
Высыхая, она может трескаться. Чтобы
этого не произошло, в нее добавляют 0,5
части шлаковаты, шерстяных очесов,
мелкорубленой стеклянной ваты.
Нанесенную замазку тщательно
заглаживают.
Можно приготовлять обычную замазку
из олифы и мела, но этих материалов
требуется достаточно много. Места,
промазанные цементной мастикой и
замазкой, обязательно закрашивают
масляной краской.
Мелкие трещины можно замазывать
обыкновенной меловой замазкой или
битумной мастикой. На более крупные
повреждения наклеивают тканевые
заплаты. Участки под заплаты очищают
от пыли и грязи, грунтуют олифой,
сушат, наклеивают заплаты на
густотертой масляной краске с
тщательным разглаживанием, сушкой и
последующим закрашиванием. Размер
заплат должен быть на 10 см больше
ремонтируемого участка, окрашивание
выполняют таким образом, чтобы
окрашенная поверхность на 3 — 5 см
была больше заплаты.
Пробитые места над обрешеткой
иногда замазывают цементным
раствором состава 1:1, заглаживают его,
сушат, грунтуют и окрашивают.
Кровля со значительной выветренной
площадью требует капитального
ремонта. В зависимости от ее
состояния иногда можно обойтись
только окраской, предварительно
очистив кровлю от пыли и различных
загрязнений.
Если на кровле появились лишайники,
их, как указывалось, тщательно,
вместе с корнями, удаляют скребками
или стальными щетками. После этого
крышу очищают, обметают сначала
жесткими метлами, а затем мягким
веником. Очищенную кровлю сушат,
грунтуют жидкой масляной краской и
после высыхания окрашивают один, а
лучше — два-три раза масляной
краской, растушевывая ее вдоль ската.
Применяют краску для наружных работ,
желательно предназначенную для
окрашивания кровель. Окрашивать
можно в один цвет или в два-три,
разделяя для этого кровлю на полосы,
квадраты, ромбы. Иногда отдельные
листы окрашивают в разные цвета,
например в шахматном порядке.
Вместо масляной краски нередко
применяют битумную мастику, придавая
кровле черный цвет. Мастику наносят
по грунтовке. Состав грунтовки: 40%
тугоплавкого битума, 60% солярового
либо зеленого масла или же керосина.
Грунтовку можно приготовить и из
обычного битума. Ее состав: 30% битума,
70% бензина или бензола. Плавят битум
так, как описано выше. Снимают с огня,
вливают тонкой струёй растворитель
при тщательном перемешивании.
Применяют в горячем виде.
Горячую битумную мастику
приготовляют из тугоплавкого битума:
8,5 кг битума, 1,5 —1,7 кг наполнителя.
Наполнитель повышает теплостойкость
мастики, снижает ее хрупкость и
расход битума. Хороши волокнистые
мастики, а еще лучше комбинированные,
состоящие из смеси волокнистых и
пылевидных наполнителей в
соотношении от 1 : 1,5 до 1 : 3.
Наполнителями могут быть торфяная
крошка, древесная мука, мелкие опилки,
мелкий асбест групп 6 и 7 или мел,
просеянные через частое сито.
Битум плавят до обезвоживания (перестает
выделять пену), снимают с огня,
добавляют мелкими порциями
совершенно сухой наполнитель при
тщательном перемешивании. Применяют
в горячем состоянии.
Окрашенная кровля служит на 3 — 5
лет дольше.
|